Вадим Захаров. Даная

Вадим Захаров. Даная
Даты 01 июня — 24 ноября 2013
Адрес Сады биеннале, Венеция
описание
Куратор: Удо Киттельман Комиссар: Стелла Кесаева Организаторы: Министерство культуры РФ, Stella Art Foundation

Проект Вадима Захарова «Даная» представляет Россию на 55-й Международной художественной выставке — Венецианской биеннале. Впервые за долгую историю Павильона инсталляция Вадима Захарова объединила оба этажа здания, построенного знаменитым русским архитектором Алексеем Щусевым и открытым в 1914 году.

Сюжет инсталляции «Даная» разворачивается вокруг древнегреческого мифа о Данае. По мотивам этого мифа созданы многие произведения мирового искусства, наиболее известным из которых является одноименная картина Рембранта (1636-1647), хранящаяся в Государственном Эрмитаже. 15 июня 1985 она подверглась нападению маньяка, облившего холст серной кислотой и сделавшего в нем два разреза.


Вадим Захаров: «В инсталляции мы имеем две точки зрения — сверху и снизу (в центральном зале павильона прорублена огромная квадратная дыра в нижнее выставочное пространство, вокруг которой построена алтарная преграда с подушками для колен). Опустившись на колени и заглянув вниз, мы можем понять и ощутить, что присутствуем при уникальном процессе материализации мифа. Через огромную дыру в полу мы попадаем в другое смысловое и поэтическое пространство, куда и летят с пирамидального потолка «золотые монеты». Внизу мы видим женщин с зонтиками, которые предохраняют их от болезненных ударов монет. Нижний зал разрешено посещать только женщинам. Здесь нет никакого сексизма — лишь следование «логике анатомического строения» мифа. Мужское попадает внутрь только сверху, в виде денежного дождя. Нижний уровень павильона — «пещера-утроба», еще сохраняющая покой, знание и память».


Впервые в истории Павильона России выставка в нем подготовлена зарубежным куратором — Удо Киттельманом, директором Национальной галереи Государственных музеев Берлина.


Накануне открытия выставки Киттельман сказал: «Я очень рад возложенной на меня ответственной и одновременно сложной задаче — курировать выставку Вадима Захарова в Павильоне России. Я курирую национальный павильон второй раз: в 2001-м году в павильоне Германии мною была организована выставка немецкого художника Грегора Шнайдера. При этом между этими случаями есть большая разница. Тогда я выбрал художника, который казался мне наиболее интересным для показа на Венецианской биеннале. Теперь же Вадим Захаров предложил для себя куратора, о котором знает, что тот, с момента их давней встречи в конце 1980-х годов, считает его одним из самых значительных интернациональных художников».


Киттельман рассказывает о проекте: «Миф о Данае, с античности и до наших дней постоянно бытующий в искусстве, получает новую интерпретацию в работе Вадима Захарова, представленной в Павильоне России. Греческий миф о божественном оплодотворении Данаи может быть прочитан по-разному: золотой дождь как метафора соблазнения Данаи отсылает к аллегории человеческих страстей и желаний, но в то же время является аллегорией развращающей власти денег. В своей инсталляции Захаров придает античному мифу современное временнóе измерение. Философские, сексуальные, психологические и культурные фрагменты собираются воедино в театрализованной композиции, которая занимает все залы павильона. Скульптурные, изобразительные, перформативные элементы создают круговорот материальных вещей (монеты, шелуха от орехов, лепестки розы и сами зрители). В этом «перформансе в пяти актах» Захаров показывает значимость мифологических воплощений обществу, которое более не питает к ним никакого доверия».


«...пришло время нам признаться в грубости, похоти, нарциссизме, демагогии, фальши, жадности, банальности, цинизме, грабеже, спекуляции, расточительстве, чревоугодии, соблазне, зависти и глупости»


Комиссар павильона Стелла Кесаева, поделилась своими впечатлениями от работы над проектом: «Приглашая Вадима Захарова представлять Россию на Венецианской биеннале, я исходила из того, что на сегодняшний день он является одним из самых значимых художников нашей страны. Но я не могла представить, что проект «Даная» заново откроет для меня талант Вадима Захарова. Я понимаю, насколько ему была важна совместная работа не просто с замечательным куратором, но и своим хорошим другом Удо Киттельманом. Объединение усилий всегда дает потрясающий результат. Я рада, что наш проект был поддержан Министерством культуры Российской Федерации и надеюсь на его успех в Венеции».




Вадим Захаров. Даная. Инвентарь

Павильон России
3 спутниковые антенны
1 лестница
1 седло
50 кг арахиса
1 алтарная преграда
200 000 монет
2 000 зонтиков
1 пещера
1 фонтан
1 ведро
1 стул наказания любовью
1 роза
1 конвейер для монет
5 фотографий
1 леди
2 джентльмена
Зрители




Проектирование и координация экспозиции: Майер Фоггенрайтер
Продакшн: Altofragile, Lichtblick Bühnentechnik
Строительные работы: Th&Ma Architettura
Консультант: Владимир Левашов
Фотограф экспозиции: Даниил Захаров
При поддержке: Группы компаний «Меркурий»
Информационная поддержка: AD

Пресса
Вадим Захаров представит Россию на 55-й Венецианской арт-биеннале Светлана Янкина, РИА Новости / 24 апреля 2012
Вадим Захаров поедет на Венецианскую биеннале Мария Москвичева, Московский Комсомолец / 24 апреля 2012
Вадим Захаров представит Россию в Венеции Анна Толстова, Коммерсантъ / 25 апреля 2012
На Венецианской биеннале Россию представит Вадим Захаров РБК daily / 26 апреля 2012
Россия представила на Венецианской биеннале проект Вадима Захарова «Даная» РБК / 29 мая 2012
Мединский посетил открытие русского павильона на Венецианской биеннале ИТАР-ТАСС / 29 мая 2012
Стелла Кесаева: «Форма и изображение уступили место идее, тексту, обсуждению» РБК Daily / 29 июня 2012
Искусство жить с искусством Ирина Мак, Аэрофлот / 14 мая 2013
Арт-комиссар Евгения Гершкович, Аэрофлот Premium / 14 мая 2013
Миф от России. На Венецианской биеннале представлен русский павильон Мария Семендяева, Коммерсантъ / 30 мая 2013
Золотой дождь от «Данаи». В Венеции первого июня открывается 55-е Биеннале современного искусства Жанна Васильева, Российская газета / 30 мая 2013