Пресса

Огрызки прекрасного

Анна Толстова, Коммерсантъ / 19 сентября 2007 Огрызки прекрасного

В Stella Art Foundation, в зале на Мытной улице, открылась выставка Владимира Логутова «Дополнительный элемент». Серии картин и рисунков молодого самарского художника, уже успевшего сделать себе имя в столице, рассматривала Анна Толстова.

Холст, акрил, карандаш, бумага — бальзам на душу консерватора: художник хоть и молод, а берется за традиционные материалы старого искусства. Правда, берется не с той стороны, с какой принято.

Вот, например, серия «Негативное рисование»: нервные сгустки грифельных каракуль в аккуратных рамочках — с виду что-то в духе Джексона Поллока. На самом деле, эти рисунки — как бы побочный продукт производства: рука рисовальщика, зажатая между двух планшетов, на одном листе бумаги выводила грифелем вполне конкретные человеческие фигуры или гипсы, тогда как на другом листе конец грифеля «сам» прорисовывал случайные абстрактные линии. Это «автоматическое письмо», как сказали бы сюрреалисты, и предъявлено публике.

Или серия «Брак»: кажется, будто бы большие холсты с облупившимся грунтом притащили в галерею с соседней помойки, хотя в действительности живописец старательно сымитировал все потертости и утраты — так же как в пейзажных парках XVIII века специально строили руины никогда не существовавших в целости зданий. Или объект из цикла «Остатки»: полочка, забитая огрызками карандашей, отдавших свою жизнь какому-то неведомому и невидимому шедевру. Да и какой сейчас может быть шедевр — от живописи остались лишь тени, схваченные художником в серии почти минималистских картин с призрачными силуэтами людей и зданий.

Владимир Логутов объясняет, что нынешняя выставка — это отчасти попытка разрушить сложившуюся у него репутацию видеоартиста. Именно в этом качестве 27-летнего художника из Самары в основном и знают в Москве. Его видео выставлялось на обеих Московских биеннале, ездило на Art Basel Miami Beach 2006, показывалось на арт-фестивалях по всей России. За видеоработы Владимира Логутова номинировали в этом году на премии «Черный квадрат» и «Инновация». И даже в 2004 году он попал в шорт-лист «Черного квадрата» с работой, опосредованно относящейся к видео, а именно с серией рисованных комиксов «Школа молодого видеохудожника», где новички снабжались порцией как остроумных, так и намеренно идиотских советов. "Если нет денег — рисуй«,— гласил один из них.

Хочется верить, что рисует Владимир Логутов не от отсутствия денег, а из желания дойти до самой сути искусства, разложив на элементы, основные и дополнительные, его технику, материал, предмет и, может быть, самую тайну творения. Что возникает в ходе так называемого творческого акта, что остается, что отбрасывается, как ненужное, из чего складывается то, что Казимир Малевич называл «прибавочным элементом», а Марсель Дюшан — «коэффициентом искусства». Собственно, и видеоинсталляции Владимира Логутова — вроде «Ожидания» и «Сумерек» — запомнились таким же копанием в видеоматериале, готовностью его всячески препарировать и комбинировать в поисках какой-то заключенной в видео магии. В этом чувствуется не столько детское желание разобрать любимую игрушку, сколько вполне осмысленное стремление медиахудожника понять, в какие игры он играет.

упомянутые Художники