Пресса

Внедрение во храм

Мария Семендяева, Коммерсантъ / 03 июня 2010 Внедрение во храм

В церкви Св. Татьяны при Московском университете открылась выставка «Двоесловие/Диалог» — работы художников, развивающих тему современного христианства. В том, что диалог состоялся, убедилась МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА.

Выставка, строго говоря, проходит не в самом храме, а в обширном притворе, похожем на актовый зал, где обычно проходят детские праздники, концерты и занятия. О том, что выставка состоится, стало известно еще в начале весны. Художник Гор Чахал, главный организатор, сообщал о процессе подготовки в своем блоге. Кроме него самого, в выставке приняли участие художники Никита Алексеев, Кирилл Асс, Татьяна Баданина, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, Владимир Куприянов, Александр Сигутин, Андрей Филиппов и группа «Синий суп».

Для храма Св. Татьяны работы выбраны в основном нейтральные, хотя «Евангельский проект» Врубеля и Тимофеевой, несколько картин из которого участвуют в выставке, в свое время называли чуть ли не экстремистским. Кураторам, среди которых настоятель храма протоиерей Максим Козлов, хотелось избежать противоречия в толковании выставки — главная идея здесь в том, чтобы показать, как современные художники позитивно развивают тему христианства в искусстве. Самые острые и эпатажные работы на выставку не взяли, а Гор Чахал без обиняков написал, что «было отказано в участии некоторым художникам, за которыми в прошлом закрепилась репутация противников христианских ценностей и традиций». Зато прекрасно вписалась в сдержанный ампирный интерьер яркая работа Константина Звездочетова «Вы знаете как это назвать» в виде разноцветного храма, стоящего на горе яблок, или работа Кирилла Асса 1999 года, где купол планетария обернут тканью с надписью «ХВ» и уподоблен пасхальному яйцу. Владимир Куприянов выставил фотографии древнерусских фресок Страшного суда под названием «Среднерусская античность» — как напоминание о религиозном происхождении любого искусства.

Диалог с церковью — это смелый шаг со стороны организаторов, ведь над их коллегами, кураторами выставки «Запретное искусство» Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым до сих пор идет суд, их обвиняют в разжигании национальной и религиозной вражды. Выставка «Двоесловие/Диалог» — это перемирие на нейтральной территории, в университетском храме, который изначально был театром, затем храмом, в советское время был вновь переделан в театр, а в 90-е был передан церкви. По словам Гора Чахала, ему давно хотелось устроить выставку современного искусства на религиозную тему, но все никак не получалось — и вот теперь он нашел единомышленника в лице настоятеля храма священника Максима Козлова, известного религиозного публициста и ученого.

Благодаря ему лично и его пастве, которую составляют по большей части люди университетские, выставка была больше похожа на встречу воскресной школы после праздничной службы, чем на вернисаж. Пасхального ощущения добавляли большие пироги, расставленные вместе с вином для угощения на длинном столе. Это лишний раз подчеркивало, что цель именно этой выставки вовсе не художественная, а истинно миротворческая.