Пресса

«Этот смутный объект искусства» в Вене

Телеканал «Культура» / 29 октября 2008 «Этот смутный объект искусства» в Вене

Современное русское искусство представлено в залах крупнейшего классического музея Европы. Выставка работ семнадцати художников соцарта, московского концептуализма и политического искусства открылась в Венском музее истории искусств. Она организована фондом «Стелла Арт». В экспозиции можно увидеть работы Ильи Кабакова, Анатолия Осмоловского, Виталия Комара, Александра Меламида. Об открытии выставки в Вене рассказывают «Новости культуры».

Между Музейным кварталом и императорской резиденцией Хоффбург находится площадь Марии-Терезии. На ней расположено два музея-близнеца: Музей естественной истории и Музей истории искусств. Коллекция Музея истории искусств, которая входит в пятерку мировых собраний, экспонируется на первом этаже, а на втором открывается выставка современного русского искусства. Местное собрание представляет шедевры европейской живописи: хрестоматийные работы Брейгеля, Вермеера, Рембрандта, Рафаэля и Караваджо. Местная специфика — Рубенс и Тициан. «Большая часть коллекции нашего музея собрана Габсбургами. Максимилиан Первый собрал не так много, но зато покровительствовал Дюреру. А вот после эрц-герцорг Леопольд-Вильгельм добавил к собранию уже тысячу четыреста картин», — рассказывает сотрудник музея Цецилия Бишоф.

Для бюста Бориса Орлова в Венском музее истории искусств нашелся подходящий постамент, который выполнил сам Антонио Канова. Орловский «Матрос» временно замещает одного из Габсбургов. Стелла Кесаева собирает современное русское искусство всего пять лет, но уровень ее коллекции уже достоин соседства с габсбургской. Так решил директор Венского музея истории искусств. «Я считаю, классический музей должен быть открыт современному искусству. Мы не коллекционируем его, но можем устраивать временные выставки, для того чтобы показать связи и различия между искусством старым и новым», — говорит директор Музея истории искусств Вильфрид Зайпель. Он уже выставлял в своих залах произведения Фрэнсиса Бэкона и частную коллекцию Валерия и Марины Мамонтовых. «Мамонтовы привозили в этот зал Кукрыниксов, а Стелла — Бахчаняна. Похоже, у меня начинают складываться представления о советской карикатуре», — добавляет директор.

Серия Бахчаняна «Американцы глазами русских» еще не выставлялась ни в Европе, ни в России. Так же, как и многие другие работы из коллекции Кесаевой. «Работа «Правда» Косолапова никогда не показывалась в Москве, я ее приобрела из частного собрания в Германии. Комар и Меламид тоже не показывались — недавняя моя покупка на «Сотбисе»», — замечает галерист. Выставкой в Вене открывается масштабный проект популяризации русского искусства Фонда «Стелла Арт». Через год состоится выставка в Венеции, а затем и в других европейских городах «Думаю, это должен быть Лувр, как минимум, и Прадо», — полагает Стелла Кесаева.

Куратор венской выставки Владимир Левашов назвал ее по ассоциации с последним фильмом Луиса Бунюэля — «Этот смутный объект искусства». «Если на место бунюэлевских девушек поставить советскую Родину, то получим диалектику дистанции и ностальгии, которая и есть смысл этого проекта», — замечает он.

Патриархи социализма, изображенные патриархами соцарта, как нельзя лучше иллюстрируют заглавную тему выставки. «Маркс и Энгельс» Комара и Меламида из серии «Ностальгический соцреализм» — это вовсе не портрет. «По сути, это натюрморт. Мертвое, живое», — говорит Левашов. Один из приемов соцарта — опредмеченное слово — лежит в основе перестроечной работы Леонида Сокова. «Неслучайно «Гласность» перевернута. Соков делал ее за границей. Оттуда — сюда», — добавляет куратор.

Под неоновой вывеской можно обнаружить надпись: «Что делать». Помимо классических вопросов и ностальгического соцарта, выставка показывает работы современных художников последних лет. Панорамы Ольги Чернышевой, объекты Юрия Аввкаумова, Вадима Захарова и танки Анатолия Осмоловского. «Это то ли танк, то ли абстрактное произведение минималистичное. В то же время у него есть социологическая задача — представить страны-танкостроители теперь в мире», — поясняет куратор.

Другой стратегический запас России на открытии выставки представлял Валерий Гергиев. «Надеюсь, акустика будет хорошей», — предполагает он. В Вене маэстро частый гость, и планов на европейскую столицу у него немало. «В ближайшие два-три года все симфонии Шостаковича будут исполнены здесь оркестром Мариинского театра», — обещает Гергиев. И хотя на открытии выставки оркестр Мариинки присутствовал частично, «Болеро» Равеля от этого звучало не менее торжественно. И пока венский бомонд наслаждался музыкой, «смутный объект русского искусства» мерцал на фасаде Венского музея истории искусств.