Новости Фонда

Венецианская биеннале

15 сентября 2010 Венецианская биеннале


Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 29 июня комиссаром павильона России на Венецианской биеннале 2011, 2013 и 2015 годов назначена Стелла Кесаева. По решению Стеллы Кесаевой за организацию выставок в национальном павильоне будет отвечать Stella Art Foundation.


Stella Art Foundation объявляет имена куратора и художника, которые будут представлять Россию на Венецианской биеннале в 2011 году. Решением Фонда куратором Российского павильона назначен Борис Гройс, профессор философии и искусствоведения. В свою очередь Борис Гройс предложил Фонду кандидатуру художника, которая была одобрена. Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия» станут участниками 54-й Венецианской биеннале в национальном павильоне России.


Стелла Кесаева, комиссар Российского павильона, так прокомментировала новые назначения: «Я благодарна Министерству культуры за то, что мне доверили представлять Россию на самом влиятельном форуме в области современного искусства. Решение о назначении куратора было принято легко, так как я считаю, что одной из основных задач куратора — быть понятым как российским, так и международным сообществом. Я уверена, что Борис Гройс, который обладает колоссальным опытом работы с русскими художниками на Западе, один из самых достойных кандидатов на эту роль».


По просьбе Stella Art Foundation Борис Гройс, куратор Российского павильона на 54-й Венецианской биеннале, и Андрей Монастырский написали тексты, которые приведены ниже.


Пресс-конференция и презентация проекта состоятся в Москве в феврале-марте 2011 года.




Андрей Монастырский прежде всего интересен для меня тем, что он никогда не изменял своей художественной программе.


Он начал свою деятельность в 1970-е годы (тогда еще в Советском Союзе) и продолжил ее, следуя исключительно внутренней логике своего художественного проекта, в эпоху, наступившую после конца советской власти. При этом Монастырский так же не приспосабливает сегодня свое искусство к требованиям рынка, как не приспосабливал его раньше к требованиям идеологической цензуры.


В то же время Монастырский ни в коей мере не является затворником, изолирующим себя от социальной жизни. Совсем напротив — созданная Монастырским в 1970-х годах группа «Коллективные действия» была первым в России образцом столь модного сегодня во всем мире партиципативного искусства, которое выводит зрителя из обычного состояния пассивности и дает ему активную роль в фомировании художественного события.


И еще в одном отношении Монастырский является в полном смысле этого слова современным художником, а именно в том, что он не замыкается ни в какой определенной технике или в определенном жанре. Чтобы сформулировать свою художественную позицию, Монастырский использует в равной степени перформанс, поэзию, эссеистику, фотографию, видео, объект или инсталляцию. Именно эта трансмедиальность искусства Монастырского делает его работы неизменно современными, поскольку техники и жанры могут устареть, а четко определенная художественная позиция не устаревает.


Борис Гройс, сентябрь 2010




Группа «Коллективные действия» (А. Монастырский, Н. Панитков, И. Макаревич, Е. Елагина, С. Ромашко, С. Хэнсген; до 1983 года — Н. Алексеев, Г. Кизевальтер) начала работать в 1976 году и работает до настоящего времени. Нами осуществлено 124 акции и собрано 10 томов (начат 11-й том) книг «Поездки за город», которые состоят из описательных текстов акций (дескрипция), рассказов участников акций (нарратив) и теоретических статей по современной эстетике, которую разрабатывала и разрабатывает группа. В каждом томе также представлены фотографии и различная документация акций (схемы, сопроводительные материалы, рисунки и т. п.).


На второй год работы группы, в 1977 году, материалы об акциях «КД» были опубликованы в лидирующем тогда международном журнале Flash Art, и фотография одной из акций была помещена на обложке журнала. В том же году документация «КД» была представлена на Венецианской биеннале.


Работа «КД» в 1970-е и 1980-е годы оценивалась и здесь, в кругах концептуалистов, и на Западе как работа на самом переднем крае дискурса современного искусства как искусства «после философии». В работе группы в качестве зрителей и даже в каком-то смысле соавторов акций принимали участие практически все художники, поэты, литераторы, критики и музыканты Москвы 1970-х и 1980-х годов, которые сами занимались таким авангардом, который был на уровне международного (а не регионального) современного искусства.


Акции «КД» как эстетические пространственно-временные события развертывались и на огромных загородных пространствах (поля, леса, реки и т. д.), и в большом дискурсе текстов, предваряющих акции, сопровождающих их и комментирующих после акционных событий (то есть в книгах «Поездки за город»). Однако акции иногда проводились и в городе, и в закрытых помещениях, когда этого требовал процесс развития современного эстетического языка, особенности того или иного момента социума в его историческом развитии «здесь и теперь» или те или иные сюжетные повороты коллективного экзистенциального дискурса становления этапов эстетической эпохи.


Андрей Монастырский, сентябрь 2010




Фото: Наталья Никитина