Вадим Захаров, Андрей Монастырский. Охота на мышь

Вадим Захаров, Андрей Монастырский. Охота на мышь
Даты 04 ноября — 05 декабря 2004
Адрес Stella Art Foundation
Мытная улица, д. 62
О выставке

Программа «российского отделения» Stella Art Foundation начинается с выставки двух культовых авторов. Андрей Монастырский — один из отцов и главных идеологов московской концептуальной традиции, Вадим Захаров — ее активный участник, коллекционер, архивист и издатель.

Причем слово «культовые» в данном случае значит не столько «модные и элитарные», сколько соотнесено с культом и культурой. Общая инсталляция Захарова и Монастырского «Охота на мышь» вроде бы открыто указывает на подобную связь: с восточной духовностью. В этом проекте не найти каких-либо социологических интонаций, здесь нет ни следа всего того «актуального и современного», что стало стандартом нынешней художественной сцены. Зато «Охота на мышь» остроумна и элегантна. Захаров «восстанавливает» в галерейном пространстве форму дзэнского сада камней, а Монастырский замыкает горизонт этого сада кругом фотографий, пробитых, словно созвездиями, «золотыми» заклепками.


Владимир Левашов


Андрей Монастырский о проекте: «В древнекитайской книге Шицзин, в разделе «Песни царства Вэй» есть стихотворение «Большая мышь» с рефреном «Ты, большая мышь, жадна, Моего не ешь зерна». Появившаяся впервые в этом древнем стихотворении «большая мышь» стала впоследствии классическим литературным «героем». В каком-то смысле она и есть герой и нашей выставки «Охота на мышь». Сыр в инсталляции Вадима Захарова — это как бы приманка для мыши. А мои три совы под перчаткой из серии «Золотые линии» и изображение головы орла (или сокола, ястреба) на грузовике на листе «Биокомбинат» из той же серии — это, собственно, и есть охотники на эту мистическую гигантскую мышь».


Вадим Захаров о проекте: «В основе моей инсталляция история мыши, придуманная мной когда-то: Однажды, это было очень давно, мышь залезла в миску одного старого монаха, в которой лежал огромный кусок французского сыра с неповторимым, божественным запахом. Монах увидел мышь, улыбнулся, почесал ей за ухом и сказал: «Знаешь, я дарю тебе этот кусок сыра навсегда. Поставь его в нашем монастырском саду на песок и храни его как себя саму. Потому что если ты съешь этот кусок, который больше тебя во много раз, то превратишься в слона и умрешь». С тех пор мышь не съела ни одного кусочка сыра. На следующий день тот монах навсегда исчез из монастыря. А мышь всё ещё живет и будет жить, пока лежит на песке не съеденный ею кусок сыра. Думаю, монах имел в виду очень простую вещь: нельзя понять больше, чем может вместить один единственный разум. Мышь это поняла сразу, а вот я — автор в мышиной шкурке до сих пор в полном неведении. Я ничего не понимаю. Я потерялся в пространстве и во времени. Меня мотает по странам и континентам. Моя одежда, мои мысли превратились в лохмотья разных культур, ассоциаций, и тем не менее я на том же месте, где и начал. Я сижу перед сыром в полной нерешительности и начинаю догадываться, что если я не съем сыр, я никогда ничего не пойму, но если я его съем, потеряю вечность и покой».


К выставке подготовлен иллюстрированный каталог с текстами Вадима Захарова, Андрея Монастырского и Владимира Левашова.