Анатолий Осмоловский. Как политические позиции превращаются в форму

Анатолий Осмоловский. Как политические позиции превращаются в форму
Даты 23 декабря 2004 — 29 января 2005
Адрес Stella Art Foundation
Мытная улица, д. 62
О выставке

«Наступила новая эпоха. Российское современное искусство вышло на новый этап своего развития», — так начинается вступительная статья Анатолия Осмоловского к персональной выставке в Stella Art Foundation. Звучат эти слова весьма символично, учитывая, что презентация проекта проходит в новом пространстве галереи на Мытной, которая за несколько месяцев завоевала статус одной из многообещающих площадок столицы.

«Приметы нового времени понятны и осязаемы: возникают новые галереи, учреждаются премии по искусству, организуются периодические большие выставки», — продолжает художник, принимавший участие во многих международных выставках, начиная с Венецианской биеннале и заканчивая недавней «Москва-Берлин. 1950 — 2000». Поэтому не случайно, что во время открытия Первой московской биеннале состоится «торжественное закрытие» выставки Анатолия Осмоловского.


Следующий тезис Осмоловского звучит так: «Технологии скандала, масс-медийных провокаций практиковавшиеся во времена акционизма исчерпали себя уже давно». Здесь стоит сказать, что впервые на выставке в Stella Art Foundation акционист Анатолий Осмоловский, подвигнувший десятки людей выложить слово из трех букв на Красной площади, спровоцировавший разворачивание лозунга «Против всех!» на Мавзолее, а также некогда залезший на плечо памятника Маяковскому, выступает в роли художника-абстракциониста.


На выставке «Как политические позиции превращаются в форму» будет представлено несколько серий абстрактных работ 2004 года. Все они формально подписаны «Без названия», так как, по мнению автора, именно это словосочетание обычно сопровождает истинно авангардистские работы. Но, между делом, Осмоловский называет серию черных скульптур «Жуками», розовые — «Кусками», серые — «Ногтями», желтые — «Деталями». При этом внешнее сходство с вышеперечисленными предметами вовсе не означает их реального художественного смысла.


Анатолий Осмоловский утверждает, что «любые произведения какими бы молчащими и формальными они не были, будут обязательно нагружены каким-либо содержанием. А содержание вот оно здесь — это то, что занимает мозги и чувства практически каждого в России — кавказский терроризм. Создание атмосферы скрытой угрозы и агрессии — содержательный аспект данных работ...»


Однако зритель «скрытой угрозы» может и не заметить. Для кого-то скульптуры Анатолия Осмоловского так и останутся «Жуками», «Орехами», «Мозгами», «Хлебом» или идеальной поверхностью разного цвета и разной формы.


Владимир Левашов



К выставке подготовлен иллюстрированный каталог с текстом Виктора Мизиано и интервью с Анатолием Осмоловским, взятым Владимиром Левашовым.