Анатолий Осмоловский, Виктор Алимпиев. Плечи Элен

Анатолий Осмоловский, Виктор Алимпиев. Плечи Элен
Даты 21 мая — 05 июня 2006
Адрес Stella Art Foundation
Скарятинский переулок, д. 7
О выставке

Авторы проекта — видные фигуры московской арт-сцены. Анатолий Осмоловский — один из главных теоретиков и практиков левого художественного активизма 90-х, в последние годы решительно обновивший собственную стратегию, занявшись изготовлением квази-попартовских объектов. Виктор Алимпиев — изощренный видео-артист, создатель крайне лаконичных, эмоционально насыщенных фильмов, а также автор живописных произведений, балансирующих на грани абстракции и изобразительности.

Название их общего проекта — «Плечи Элен» — сюрреалистическая метафора, образная рифма, сопрягающая полярности. Элен — героиня романа Льва Толстого «Война и мир», в браке с которой так страдал Пьер Безухов. Та великосветская дама, на которой был «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу». Для Осмоловского с Алимпиевым такая лакировка является признаком ауры прекрасного, эротической гладкости совершенного объекта. И, одновременно, свидетельствует об выглаженности его публичным вниманием, под его напором которого объект делается анонимным, обезличенным и оттого совершенно готовым впитать бесконечное множество взглядов, желаний, проекций и интерпретаций собственных зрителей.


Осмоловский показывает на выставке серию скульптурных объектов, представляющих собой увеличенные воспроизведения пробитых компостером (то есть использованных) транспортных карточек. Называется серия — «Билеты в рай». Это абсолютно нейтральные вещи, как бы выброшенные в выставочное пространство морем городской рутины, но при этом масштабированные не настолько сильно, чтобы сделаться монументальной скульптурой. Однако именно в силу укрупнения размера и за счет замены бумаги металлом, «билеты» начинают выглядеть по-хорошему неуместными, торжественно примолкшими от утраты своей естественной функции. И только в золотистом отсвете их боковых граней фонит нечто обманчиво райское.


Алимпиев демонстрирует новую серию картин, продолжающих «сюжет» его излюбленной серо-розовой абстракции. Изменение манеры автора состоит в гораздо более сложной проработанности основных цветов, в их расчетливо дозированном сведении. Эти картины не изображают ничего объективно существующего. Их форма только галлюцинирует о предмете, в его отсутствии и предвосхищении сочится робким беззаветным чувством. Всегдашний алимпиевский розовый въедается в серый как субъективная эмоция в серую пленку реальности.


Впервые индивидуальные траектории Осмоловского и Алимпиева пересеклись два года назад в проекте «Искусство без оправданий». На выставке «Плечи Элен» мы наблюдаем новый опыт сотрудничества этих художников, объединенных идеей создания самодостаточного, эстетически сконденсированного произведения. 


Владимир Левашов


Выставка организована совместно с галереей «Риджина», Москва.