Андрей Филиппов. Веерное отключение

Андрей Филиппов. Веерное отключение
Даты 23 марта — 26 апреля 2012
Адрес Stella Art Foundation
Скарятинский переулок, д. 7
О выставке

Stella Art Foundation представляет выставку Андрея Филиппова, проходящую в рамках второй части проектного «триптиха», который Творческое объединение «Купидон» показывает в пространстве Фонда (первая часть проекта прошла осенью-зимой 2009 года).

Каждая из частей такого триптиха включает как выставку группы, так и сольную экспозицию одного из ее участников. На сей раз — Андрея Филиппова. Для своей выставки он создал сумму разнообразных произведений, среди которых центральное место занимают электро-динамические объекты — складывающиеся и разворачивающие веера с изображением небес. За каждым из вееров расположен светящийся диск с изображением руки ангела, держащей свиток: диск открывается взгляду в тот момент, когда веер начинает складываться. Вся инсталляция в целом была названа художником «Веерным отключением».


В своем техническом значении термин «веерное отключение» означает полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии. Но понятно, что у Филиппова это значение — всего лишь смысловой триггер, запускающий цепочку метафор. Для автора ограничение-отключение прежде всего ассоциируется с концом света в его иудео-христианской версии, а точнее, с одним из событий глобального финала, когда «небо скрылось, свившись как свиток» (Откровение Иоанна Богослова. 6:14) или, согласно Книге пророка Исаии (34:4), когда «небеса свернутся, как свиток книжный». Библейское сравнение небес со свитком художник превращает в тождество свитка и неба, а еще точнее, меняя свиток на веер, подает последний как книгу-картину небес. Так картина, книга, свиток и веер у Филиппова — варианты одной формы, происхождение которой следует искать не в европейской, а в восточной, в частности, в китайской традиции. Свиток, веер и ширма там издревле служили и для записи текстов (по сути, были различными форматами книги), и в качестве основы для живописи, что выглядело более чем естественно, поскольку письменность и изображение в этой культуре выросли из общего корня и потому с легкостью объединялись. Если к тому же вспомнить, что «китайщина» всегда была важна для московских концептуалистов, и они, в известной мере, ассоциировали себя со старокитайскими учеными литераторами-художниками, то логика возникновения «Веерного отключения» становится еще яснее.


Андрей Филиппов принадлежит к кругу авторов московской концептуальной школы, в творчестве которых интерес к изобразительному и текстовому знаку парадоксально сочетается с решением формальных задач. Художник родился в 1959 в Петропавловске-Камчатском. В 1976–1981 годах он учился в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете. Живописью начал заниматься в 1982. В 1982–1984 был постоянным экспонентом и участником акций галереи APT ART (Москва). В 1987 стал участником «Клуба авангардистов» (КлАва). С 2009-го совместно с Юрием Альбертом и Виктором Скерсисом входит в группу «Купидон». Живет и работает в Москве.