Владислав Ефимов. Пугающаяся коллекция

Владислав Ефимов. Пугающаяся коллекция
Даты 24 декабря 2009 — 14 февраля 2010
Адрес Stella Art Foundation
Скарятинский переулок, д. 7
О выставке

Stella Art Foundation представляет новый проект Владислава Ефимова, известного фото- и медиахудожника, лауреата Всероссийской премии в области современного искусства «Инновация» 2009 года. Президент фонда Стелла Кесаева в преддверии выставки сказала: «Наш фонд имеет долгую историю сотрудничества с Государственным центром современного искусства, ведь мы несколько лет присуждаем в рамках «Инновации» свой собственный приз. Владислава Ефимова, который в прошлом году получил наивысшую государственную награду в области современного искусства, я рада приветствовать в нашем фонде. Надеюсь, что проект «Пугающая коллекция» заинтересует как профессионалов, так и самую широкую публику».

Интерактивная инсталляция «Пугающаяся коллекция» состоит из нескольких длинных горизонтальных боксов, разделенных на отдельные секции. Каждая секция содержит тот или иной предмет, который реагирует на прикосновение зрителя к стеклу. В свою очередь боксы различаются между собой тематически: бокс с дергающимися повседневно-бытовыми предметами; бокс со старыми («художественными») вещицами; бокс объектов, поющих «ангельские песни» и т. д.


Название проекта следует понимать буквально. Во-первых, потому что инсталляция Владислава Ефимова — действительно собрание разнообразных предметов. Во-вторых, потому что она интерактивна. Говоря иначе, каждый из артефактов коллекции реагирует на близкое присутствие зрителя. Как только последний дотрагивается до стекла домика-бокса, в котором проживает предмет, тот пугается: взвизгивает, прячется или поет.


Сам художник утверждает, что ему было интересно воспроизвести такую «систему, в которой отсутствует чёткое разделения на мир человеческий, мир вещей, и мир идей». И при этом ссылается на ее источник — теорию великого русского физиолога Владимира Михайловича Бехтерева, согласно которой «разнообразные действия человека могут быть сопоставлены с сокращениями псевдоподий таких простейших животных, как, например, амёба. И то, что мы понимаем под высшими рефлексами, в конце концов, представляет собой производное «сократительности» живого вещества в ответ на раздражение. Ученый считал, что в основе деятельности живых организмов лежит нервный ток, переходящий путём сокращения мышц и смещения членов в механическую энергию. Все явления мира, включая проявления духа и все процессы в живых организмах, есть производные универсальной мировой энергии, вследствие чего такая энергия является единой сущностью вселенной. Эта мировая энергия служит началом и материального, и духовного мира и потенциально содержит в себе всё сущее.»


Ефимов — большой любитель истории науки, в том числе того любопытнейшего слоя идей, которые сегодня безапелляционно принято называть мифами. Подобная научная архаика состоит из многих концепций, начиная с алхимической идеи философского камня и заканчивая тем же бехтеревским универсальным «нервным током». Она породила и множество материальных феноменов, среди которых почетное место занимает кунсткамера, которую можно считать началом истории ново-европейского коллекционирования. В ней зафиксировано то состояние человеческого сознания, для которого не существовало разделения на предметы искусственного и натурального происхождения. Именно поэтому в кунсткамере одновременно присутствовали «шедевры искусства и природы».


В инсталляции Ефимов воспроизводит кунсткамерный способ показа. Все собранные им вещи — среди которых природные артефакты, предметы прикладного искусства, бытовые вещи и технические объекты — заключены в одинаковые боксы-витрины и экспонированы в линию. И анимированы, волей художника уравнены с живыми существами, в том числе, и со зрителями.


Владислав Ефимов о проекте:
«В инсталляции «Пугающаяся коллекция» мне было интересно рассмотреть систему мира, построенную на бехтеревских принципах. Систему, в которой отсутствует чёткое разделения на мир человеческий, мир вещей, и мир идей. Боксы коллекции заключает в себе вещи, наделённые физиологической свободой сокращаться в ответ на прикосновение, свободой начального чувствования. Мировая энергия, о которой говорили Бехтерев и Циолковский, немного сильнее проникает в нашу «пугающуюся коллекцию». Мир вещей и мир идей смешиваются здесь в большей степени. Чувствуя и пугаясь, предметы коллекции выражают себя даже вербально — лепечут, разговаривают или поют. С одной стороны стекла присутствует хаотический большой мир, в котором существует воля прикосновения. С другой же — малый упорядоченный мир собранной кем-то коллекции, наполненный первичной жизненной силой, где вещи наделены элементарными способностями выразить свой испуг. Вещи здесь чувствуют».



Биография
Родился в 1964 г. в Москве. В 1985 г. окончил Московский Автомеханический Институт. В 1987 г. вместе с Алексеем Шульгиным, Ильей Пигановым, Сергеем Леонтьевым, Игорем Мухиным, Борисом Михайловым, Александром Слюсаревым, и др. входил в группу «Непосредственная фотография». В 1996-2005 гг. — работал совместно с художником Аристархом Чернышевым.


Участвовал во многих международных проектах, таких как: 2001 — «Milano — Europе 2000». Palazzo Triennale, Милан, Италия; 2004 — «7 Sins: Ljubljana — Moscow», Moderna Galerija Ljubljana, Любляна; 2004-2005 — «Za czerwonym horyzontem/За красным горизонтом», Zamek Ujazdowski, Варшава, Государственный Центр современного искусства, Москва; 2005 — International Biennale of Contemporary Art, Прага; «Faster than History», Kiasma, Хельсинки.


Избранные персональные выставки
1991 — «Без названия», Галерея «Школа», Москва; 1994 — «Таблицы», TV-галерея, Москва; 1997 — «12 месяцев», XL Галерея, Москва; 2001 — «По ленинским местам», Московский дом фотографии, Москва; 2008 — «Новый Ленинград», Государственный центр современного искусства, Москва; «Где Вещи», Галерея «Победа», Москва; «Для радио», Ravenscourt Galleries, Москва.


Стипендии и премии
1995-1996 — Грант Берлинской Академии Искусств; 2001 — Гран-при за видео (совместно с А. Чернышевым). Фестиваль сверх-короткого фильма (ESF—2001), Новосибирск; 2004 — Гран-при за анимацию (совместно с А. Чернышевым). Фестиваль сверх-короткого фильма (ESF—2004), Новосибирск; 2009 — Лауреат IV Ежегодного всероссийского конкурса на присуждение премии в области современного визуального искусства «Инновация», Москва.