Doublethink

Doublethink
Даты 07 апреля — 29 апреля 2005
Адрес Stella Art Foundation
Мытная улица, д. 62
О выставке

Doublethink, двоемыслие — понятие, введенное Джорджем Оруэллом в романе-антиутопии «1984». Означает состояние индивидуального ума, исходящего в своих заключениях из взаимоисключающих идей и верований. В узком смысле doublethink — просто-напросто лицемерие. В более современном, широком и морально-нейтральном — мозаичное мышление, рождающее причудливое «многоязычие» и соответствующий образ действий.

Групповая выставка четырех молодых художников в Stella Art Foundation на Мытной под названием «Doublethink» посвящена спонтанно складывающемуся сегодня новому языку искусства, точнее — языкам, поскольку это искусство пытается говорить на двух или даже на нескольких из них. Его авторы — вчерашние дети, выросшие во многослойной культурной среде, выстроенной из противоречивого опыта недавней российской истории: от коммунистического тоталитаризма с его унитарной идеологией до ново-капиталистического плюрализма. Похоже, что они даже и думают о самых разных вещах одновременно, так как оперируют образами, похожими сразу на многое.


Александра Галкина создает абстрактную графику, в которой узнается не только стилистика советского супрематизма, но и крайне упрощенные формы реальных вещей: выкройки женской одежды, детали заводских машин, микросхемы, строительные конструкции и формы бытовой мебели. Диана Мачулина делает иронически-абсурдные машинки, организует сросшиеся изобразительные метафоры. Ксения Гнилицкая показывает абстрактно прекрасные фотографии, на деле снятые с искореженных в авариях автомобилей. Александр Погоржельский пишет картины с изображениями кусков мяса и фрагментов компьютерного железа, которые больше всего напоминают портреты каких-то фантастических существ.


Такие произведения уже не похожи на механический коллаж, элементы которого связаны по законам традиционной композиции. Они не похожи даже не постмодернистский палимпсест, оказавшийся в большой моде еще лет десять назад: бывшее тогда художественным открытием успело превратиться в банальность, вросло в информационную среду, определяющую сегодня наши реакции и образ жизни. Новое поколение, воспитанное на медиальных образах, говорящее на новоязе телевизионной рекламы и сетевых чатов, легко создало и новый естественный язык. Он кажется по-детски простым и наивным и напоминает очень многое в искусстве предшествующего поколения. Но открытость его обманчива, а нити смысла протянуты как раз там, где раньше пролегали границы между непримиримыми художественными идеологиями. Уже поэтому молодых художников трудно заподозрить в стремлении создать очередную эстетическую программу. Пока их «двойное мышление» порождает только оригинальную фасеточную оптику. Свежий взгляд жадно сканирует новый прекрасный мир, но рука еще не прочертила его окончательной карты.


Владимир Левашов


К выставке подготовлен иллюстрированный каталог со статьей Владимира Левашова и интервью с художниками.