Пресса

Время в обмен на продовольствие

Анна Толстова, Коммерсантъ / 17 мая 2012 Время в обмен на продовольствие

В Stella Art Foundation открылся ресторан Time/Food — дочернее предприятие Time/Bank, проекта знаменитой нью-йоркской группы e-flux.

Time/Bank был запущен создателями e-flux Антоном Видоклем и Хульетой Арандой пару лет назад. Вдохновившись идеями социальных экспериментаторов-утопистов прошлого и настоящего, начиная с Роберта Оуэна и заканчивая Полом Гловером, они придумали «банк времени» для мирового художественного сообщества и попытались реализовать на практике утопию внерыночной коммуникации между всеми участниками художественного процесса. Банк работает на базе сайта e-flux, чьей ежедневной почтовой рассылкой, сообщающей о новостях искусства, пользуется около 70 тыс. подписчиков: художников, кураторов, критиков, искусствоведов, галеристов, музейных работников и просто профессиональных зрителей. Деньги в Time/Bank заменяются временем, в котором измеряется любой труд и его продукты: клиенты банка заводят счет (то есть регистрируются) на сайте e-flux, указав при этом, что они умеют делать, и получают доступ к интернациональной доске объявлений, позволяющей обменять свою услугу на услуги других людей. Скажем, за консультацию куратора, полученную в Лос-Анджелесе, художник может расплатиться, выгуляв собаку какого-нибудь профессора истории искусства, если окажется в нужное время в Копенгагене. Благодеяния оцениваются во временном эквиваленте и оплачиваются купюрами временного достоинства (в полчаса, час, шесть часов и т. д.), дизайн которых был разработан классиком американского концептуализма Лоренсом Винером. Таким образом создается нетрадиционная инфраструктура и налаживаются неформальные, горизонтальные связи между тружениками художественного производства.

Получасовой банкнотой можно оплатить и обед в сети ресторанов Time/Food, где предлагают блюда по рецептам членов e-flux и их единомышленников вроде Марты Рослер, Лайама Гиллика или Риркрита Тиравании, сделавшего себе имя на перформансах с художественным кормлением публики. Постоянные «таймфуды» уже работают в Нью-Йорке и Берлине, в Москве же открылся временный, гастролирующий до конца июня, но зато здесь, помимо обедов, обещают угощать лекциями звезд интеллектуальной сцены, таких как Борис Гройс или Франко Берарди. Лекции бесплатны, а вот пообедать можно в кредит, разумеется, кредит времени, который позже придется отрабатывать творческим или нетворческим образом. Временные банкноты принимают также в качестве платы за билет в некоторых музеях, например, в Музее современного искусства Франкфурта-на-Майне — сейчас ведутся переговоры с Мультимедиа Арт Музеем Ольги Свибловой о подобном взаимозачете.

Stella Art Foundation, попутно выступающий спонсором Time/Bank на documenta 13, что открывается через три недели в Касселе, предоставил для Time/Food свой выставочный зал в Скарятинском переулке. Сидя за обеденным столом, сделанным по дизайну легендарного Энцо Мари, и вкушая гаспаччо шеф-повара Антона Видокля, занимающего (вместе с e-flux) пятое место в сотне самых влиятельных персон мира искусства по версии журнала ArtReview, можно было изучать «таймбанковские» объявления с предложениями разнообразных услуг, которыми завесили целую стену временного ресторана. И думать, на секунду забыв про советский опыт, который имеется и у проведшего детство в брежневской Москве Антона Видокля, что некоторые реализованные утопии бывают приятны. По крайней мере, на вкус.

Правда, сказать, что эта модель альтернативной экономики работает сама по себе, нельзя: она нуждается во внешнем стартовом капитале вполне рыночных культурных институций, таких, например, как Stella Art Foundation. Да и говорить об утопии автономности мира искусства, вожделенной еще в XIX веке, примерно тогда же, когда Роберт Оуэн строил свою безденежную коммуну «Новая гармония» в глуши штата Индиана, не приходится. Time/Bank весьма успешно создает видимость автономии, прикрываясь пачками лоренсвинеровских банкнот и лекциями марксиста Берарди о подлой сущности мирового капитала, в стенах Stella Art Foundation звучащими особенно пикантно. Впрочем, в утопию независимости искусства не верил, кажется, и такой борец с буржуазностью, как Шарль Бодлер, писавший в «Салоне 1845 года»: «Буржуа ничем не заслужил пренебрежения; и вообще, следует хотя бы уважать тех, за чей счет собираешься жить».