Пресса

Русский десант в Салониках

Ольга Селла, Kathimerini / 26 сентября 2009

(перевод с греческого)

Это была экскурсия по современным и старым зданиям Салоник и одновременно путешествие в мир современного искусства современной России, добравшегося до Салоник.

Проект «Москва-Салоники 2009. Работы из коллекции Stella Art Foundation» представляет современные произведения искусства российских художников, которые «рассредоточены» по разным городским музеям и учреждениям. Программа организована Stella Art Foundation совместно с компанией artBΟΧ и представляет собой элемент параллельной программы Второй Биеннале современного искусства в Салониках.

Три остановки
Первая остановка в нашей экскурсии по городу: Салоникский Археологический музей, где проходит выставка работ Александра Джикия из серии «Вариации на тему крито-микенских печатей». Художник изучил таинственные древние печати и отразил мир их образов в своих работах, дав их сюжетам собственное прочтение. «Это что-то вроде перевода», пояснил он корреспонденту «Kathimerini». На миниатюрах, помещенных рядом с янтарными украшениями и другими экспонатами, выставленными в городском Археологическом музее, мы увидели фигурки животных и людей в непрерывном движении, которые вполне могли служить в древности чем-то вроде комиксов.

Вторая остановка: Склад № 1 в городском порту, где был устроен перформанс «Making Words» — комбинация визуального искусства и поэзии. Перформанс был прерван проливным дождем, и задуманная дискуссия не нашла своего пути.

Третья остановка в нашей экскурсии: здание одной из немногих сохранившихся в Салониках старых господских вилл — виллы Капанджиса, где уже примерно двадцать лет размещается Салоникский Культурный центр Образовательного фонда Национального банка. До 1 ноября в этом роскошном здании будет экспонироваться часть работ из коллекции Stella Art Foundation, некоторые из которых были представлены в Вене, на 52-й и 53-й Венецианской Биеннале и на кассельской documenta 12. Название выставки, подготовленной куратором Талией Стефаниду — «Subjective Visions».

В малых и более крупных залах Виллы Капанджиса мы смогли познакомиться с сюжетами, вдохновляющими современное российское изобразительное искусство. Здесь остро ощущаются перипетии исторического движения страны в XX веке, настроения грусти и гнева уравновешиваются нежностью буквально на краю пропасти (в этом смысле типичны бромосеребряные фотоотпечатки Роберта Мэплторпа, на которых совершенно симметрично изображаются цветы и ножи), активно используются современные технологии, которые оригинальным образом дополняют традиционные приемы визуального отображения. Покидающие здание посетители Культурного центра ОФНБ явно пытались выстроить для себя увиденные ими многие и интересные работы в какую-то систему.

Современное российское искусство оставило свой след — на этот раз неизгладимый — и в Салоникском порту. Речь идет о скульптурной композиции Хаима Сокола «Всем тем, кто здесь когда-то жил», подаренной Stella Art Foundation городу и городскому портовому управлению.

В этот период в Салониках представлена одна из многих противоречивых сторон жизни современной России.