Пресса

Порнопередовицы «Правды» от прародителя соц-арта

Наталья Пыхова, Газета / 27 января 2010 Порнопередовицы «Правды» от прародителя соц-арта


Высмеивающие советское лицемерие коллажи из порнокартинок и газетных вырезок, огромные «буржуйские морды» — эту малую часть наследия художника Вагрича Бахчаняна можно увидеть в галерее Stella Art Foundation на Мытной.

О художнике, литераторе, мастере афоризма Вагриче Бахчаняне знали не очень многие, а те, кто знал, почти позабыли и вспомнили лишь минувшей осенью. Повод был грустным: 12 ноября 2009 года Бахчанян, последние тридцать с лишним лет живший в эмиграции, умер в Нью-Йорке на 72-м году жизни.

Посмертная выставка в Stella Art Foundation стала всего лишь пятой на родине Бахчаняна, в основном он выставлялся за границей. Из предыдущих четырех две прошли еще в советское время — в 1968 и 1969 годах, в легендарном джаз-кафе «Синяя птица», где кутила вся тогдашняя московская богема. Потом, после отъезда Бахчаняна из Союза в 1974 году, в России его забыли вовсе, что неудивительно — в его произведениях было слишком много антисоветчины и всего того, что совсем не нравилось властям. Вторая и третья выставки Бахчаняна в Москве прошли даже не после перестройки, а уже в нулевых: в 2003-м — в ГЦСИ на Зоологической, и в 2008-м в уважающей соц-арт POP/OFF/ART галерее.

Порнопередовицы и крупный оскал империализма
На нынешней выставке из сотен работ, созданных художником за время жизни, представлено всего восемь десятков листов: Stella Art выставляет работы Бахчаняна из своей коллекции.

Главные на выставке — две серии. Одна, «Голая „Правда“», была сделана Бахчаняном в 1975 году, сразу после эмиграции. Официально в СССР, как известно, „секса не было“, но де-факто он, конечно, был, раз не вымер советский народ,— это-то лицемерие и ханжество и высмеивает своей серией Бахчанян. Коллажи «Голая „Правда“» составлены из вырезок статей главной газеты СССР и порнокартинок. Эффект получается дивно комичный: „Солидарность с патриотами Чили“ — и две девицы голышом; „Прямо с грядки“ — модель, действительно, свежа и юна; статья „Когда соседи соревнуются“ проиллюстрирована изображением — можно представить — соседки; к вырезке „Один хозяин — лучше“ прилагается рисунок молодца в чем мать родила.

Вторая серия, «Американцы глазами русских»,— это множество укрупненных, увеличенных, нарочно приближенных фрагментов карикатур советских художников, демонстрировавших своими рисунками «звериный оскал империализма». Мордатые солдаты в касках, обезьяноподобные ковбои, генералы со злобными желчными лицами и крючковатыми носами, буржуи и магнаты всех мастей — все нарочито взяты крупным планом, занимают целую стену зала пестрым черно-белым ковром.

«Художник слова»
Вообще-то Бахчанян известен в первую очередь не рисунками, а своими афоризмами: их слышали даже те, кто никогда не знал его имени. «Бей баклуши — спасай Россию!», «Искусство принадлежит народу и требует жертв» и, конечно, знаменитое «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» — многие из этих крылатых фраз большинство считало фольклором, народным творчеством.

Бахчанян называл себя «художником слова». Его полукарикатуры-полуребусы, вроде «втеснотеданевобиде» или «таааааксы», по-настоящему остроумны, а коллажи — порой даже не юмористичны, а сатиричны и едки. Например, Ленин с девочкой на коленях как иллюстрация к обложке набоковской «Лолиты». Сам Вагрич вспоминал, что соц-арт, создателями которого считаются Комар и Меламид, начался с момента, когда эти художники увидели его работы, ту самую «Лолиту», в частности. Бахчанян писал: «Приехал Меламид, посмотрел на мои вещи и сказал Комару: „Виталик, вот что нужно делать!“ И судьба соц-арта была решена…».
Сталин - один из любимых героев на коллажах Бахчаняна.

Но сам Бахчанян, в отличие от Комара и Меламида, не стал художником, знаменитым на весь мир или хотя бы известным в России. Его знали совсем немногие — и откуда было знать. Первая книга Бахчаняна «Мух уйма» вышла в России лишь в 2003-м в екатеринбургском издательстве «У-фактория» тиражом 5 тыс. экземпляров. А ведь книга эта — замечательная, в ней собраны и коллажи, и рассказы, и ребусы, и чудесное «меню-коллаж» «Не хлебом единым», составленное из выдержек произведений разных писателей, в которых литераторы писали о еде,— очень любопытно и показательно.

Но все равно отрадно, что о Бахчаняне вспомнили в Stella Art Foundation, хоть и небольшим количеством работ, хоть и после его смерти. Может быть, будут еще выставки или выйдет альбом — и люди смогут ближе познакомиться с этим «художником слова», афоризмы которого они всю жизнь считали народными пословицами и поговорками.

упомянутые Художники