Пресса

Монастырский и Гройс о павильоне России в Венеции

Анна Монгайт, Дождь / 02 июня 2011 Монастырский и Гройс о павильоне России в Венеции

В Венеции сегодня открылся русский павильон. 4 июня там официально стартует биеннале современного искусства. Пока посетители всех выставок — пресса и искусствоведы.

Итальянские художники отметили открытие русского павильона акцией протеста. Посвящена она была творчеству арт-группы «Война». Самих лауреатов премии «Инновация» в Венеции нет — лицом русского искусства работает художник Андрей Монастырский.

О том, что можно увидеть в российском павильоне, рассказывает Анна Монгайт.

Монгайт: Флаг, теремок архитектора Щусева, женщина на шпильках в пыли, между Венесуэлой и Японией трудно не заметить Россию. Российский павильон на главной аллее садов биеннале. Здесь царствует не супердержава, не богатое, не звездное искусство, а маргинальные идеи и левые взгляды. Главными в зале нашего павильона находятся деревянные гулаговский нары и лиственные сваи — два символа России и Венеции объединил в одном проекте Андрей Монастырский, звезда 70-х годов, концептуалист, создатель перформативной группы «Коллективные действия», которая в ответ на конформистское, абсолютно примитивное советское искусство создавало абсурдистские перформансы, которые так и назывались «Поездки за город». Они проходили в далеком Подмосковье. Почему звезда 70-х в этом году представляет Россию, рассказывает куратор российского павильона, искусствовед Борис Гройс и собственно сам Андрей Монастырский.

Гройс: Мне Монастырский представляется очень актуальным художником, даже если он начал довольно давно, в середине 70-х годов, он, тем не менее, начал с практики, которая продолжает быть очень современной, и даже сейчас стала более современной, чем была тогда. Эта практика партиципации, практика создания событий, ситуаций, в которые вовлекаются зрители и посетители. Это вовлечение зрителя в само произведение искусства и в событие искусства. Это то, что сейчас самый модный тренд в современном искусстве, и он являлся практически одним из предтечей этого развития. Поэтому мне было важно показать его как человека, который через все изменения, которые произошли в России за последние десятилетия, между советской системой и нынешней, остался верен себе и продолжил какую-то определенную линию, которая очень точно привела его в центр современного искусства.

Монастырский: Интересная ситуация, что они не знают никакого контекста, и для них эти полки могут быть и полки для сыров, например, для бутылок вина, бутылей больших — и это нормально. И вот это все — они же не понимают, что это 11 — этот год, или 11-й том «Поездок за город». У них какое-то свое, они могут это в рамках минимализма, джадда, минималистской традиции 60-х, начала 70-х годов воспринимать. И это как раз очень хорошо и интересно, очень широкое поле интерпретации.

Монгайт: Только что российский павильон открывал министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев. Большая интрига — куда пойдет Авдеев вечером, потому что одновременно устраивают вечеринки гранд-дамы русского современного искусства — комиссар Русского павильона Стелла Кесаева устраивает party с концертом группы Maroon 5 в университете, а Даша Жукова, владелица центра современной культуры «Гараж», большую вечеринку в отеле Bauer. Будем следить за событиями, потому что светская интрига — одна из важнейших интриг Венецианской биеннале современного искусства.