В Венеции открылась очередная, 54-ая биеннале современного искусства, Россия в этом году отдала весь свой павильон одному художнику — Андрею Монастырскому, но кроме него в Венецию привезли еще и выставку Анастасии Хорошиловой. Культурный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский тут же задумался о неисповедимых путях искусства.
Долгое время я, как и большинство, наверное, российских граждан, был уверен, что основная коррупция в России — в медицинских учреждениях и, конечно, в школах. Мне и в голову не могло прийти, что люди искусства, те, кто творит и прихорашивает нашу и без того уже великую русскую культуру, тоже каким-то боком могут быть причастны к разным злоупотреблениям, а тем более с бюджетными деньгами.
Но не так давно — как гром среди ясного неба — министр культуры Александр Авдеев сказал, как отрезал: «Я, — сказал он, — сталкиваюсь с коррупцией в культуре. Воруют много и откатов много». И я начал внимательнее присматриваться к разным народным артистам, художникам и даже к некоторым заместителям министра культуры. На всякий случай.
А тут как раз очередная Венецианская биеннале открывается (Авдеев, кстати, принимал участие в церемонии, но ничего подозрительного, кажется, не заметил).
В российском павильоне — экспозиция Андрея Монастырского, лидера замечательного движения 70-80-х годов советского неофициального искусства — группы «Коллективные действия». Не придерешься. Но это, как выяснилось, не все, чем гордится Россия в области современного искусства. Дело в том, что в Венеции у России имеется свой павильон, а кроме него в не менее официальной, хотя и параллельной программе — еще две выставки. Одну подготовил Эрмитаж, это выставка Дмитрия Александровича Пригова, другую — выставку фотографа Анастасии Хорошиловой — привез в Венецию Московский музей современного искусства.
А всего на участие России в Венецианской биеннале Министерство культуры выделило 10 миллионов рублей, об этом общественности не так давно сообщил замминистра культуры Павел Хорошилов. Я, конечно, не следователь, но последовательность событий уж больно выходит такая, что прямо, как говорится, режет глаз. Летом 2008 года Хорошилова назначают заместителем министра культуры, и тут же, одна за другой, открываются в московских музея две фотовыставки Анастасии Хорошиловой, а она его дочка. Одна выставка в Московском музее современного искусства, другая — в галерее Stella Art Foundation. Вскоре после этой выставки выходит приказ министра культуры: президент Stella Art Foundation Стелла Кесаева назначена комиссаром павильона России в Венеции. Ну, а потом то, с чего я начал: в рамках 54-й Венецианской биеннале Московский музей современного искусства представит мультимедийную инсталляцию молодой московской художницы Анастасии Хорошиловой «Старые новости», в которой «автор пытается разобраться в феномене недолговечности общественной памяти в эпоху агрессивной политики информационных агентств».
Некоторые ее фотографии я видел, мне они, честно говоря, новым словом в этом виде искусства не показались, ну да разве об этом речь. О вкусах же, как известно, не спорят. Мне не нравится, а Стелле Кесаевой и Василию Церетели нравится. Им виднее — Стелла Кесаева — комиссар нашего павильона в Венеции, Василий Церетели — еще один комиссар нашего павильона на Венецианской биеннале. Вроде как и не придерешься. А как вспомнишь слова министра Авдеева, так сразу всякие дурацкие мысли в голову лезут. А ну как коррупция и прочие язвы не только в медицинском управлении армии, а ну как они уже и до культуры добрались и окопаться среди высоких искусств вознамерились. Нельзя этого допустить, мне кажется. Никак нельзя.