Пресса

«Припев»: новая выставка Ирины Кориной повторяет уже случившиеся

Сергей Гуськов, ВЕДОМОСТИ / 12 марта 2014 «Припев»: новая выставка Ирины Кориной повторяет уже случившиеся

Новая выставка Ирины Кориной «Припев» похожа на предыдущие, поэтому и кажется итоговой, завершающей балаганный цикл.


Фото: С. Портер / Ведомости

Выставка в Stella Art Foundation, конечно, не ретроспективная. Все работы сделаны специально для «Припева». Но ощущение от экспозиции — как если бы художница решила отчитаться о проделанной работе за несколько лет. Так или как-то похоже могла бы выглядеть ее персональная выставка, например, в российском павильоне в Венеции — как итог определенного творческого этапа.

Здесь есть все, к чему зрители Кориной привыкли. С помощью темной полиэтиленовой пленки образуется узкий проход, по которому надо идти вдоль «строительного мусора» в основной зал, — ситуация, понятная жителям Москвы, часто пользующимся бесконечно реконструируемыми подземными переходами. Многие потолочные плиты отсутствуют, зловеще тянется потрепанная вентиляционная труба. В одном из углов художница построила клумбу — прямо как работники муниципальных служб, только вместо раскрашенных опилок небольшие гранулы упаковочного наполнителя. В витринах, расставленных по залу, видны какие-то веточки (одна ветка медленно кружится), все тот же наполнитель, поддуваемое вентилятором и липнущее к прозрачным стенкам блестящее конфетти. Свисают с потолка или насажены на палки яркие, сшитые-сбитые объекты: огромный артишок, двуглавый орел, похожие на меховые шапки горные вершины, яхта, Эйфелева башня.

Общая картина — пир для взгляда. Такая сочность, иногда с чуть приторными нотками, иногда, наоборот, немного пресноватая, и есть узнаваемая Корина. Все то, что считывается как фон, как второстепенные детали, выводится на первый план. Однако эти малозаметные в обычной жизни вещи глубоко врезаются в память и программируют наше восприятие мира — тот самый припев, который постоянно повторяется.

Иногда, правда, художницу, начинавшую с факультета сценографии в ГИТИСе, попрекают построением декораций, которые сами по себе не работают, только в сочетании с чем-то еще, но это несправедливо. Работы Кориной — как вырванные с корнем здоровенные куски нашей повседневности, а художница, как ребенок куклу, причешет их, приоденет, расставит в только ей понятном порядке.

Инсталляции Кориной — всегда ребус, но его разгадка, с одной стороны, постоянно на виду, а с другой — ее не существует. Мы понимаем, откуда «Припев» вырос, но по сути это ничего нам не дает. Тем и прекрасно.

До 13 апреля.

упомянутые Художники