Пресса

Знаменитый и незнакомый Илья Кабаков

Наталия Морозова, Телеграф / 16 июля 2010

Дом Москвы приглашает на необычную выставку знаменитого художника-концептуалиста.

В галерее рижского Дома Москвы до 8 июля открыта выставка «Saint Francois d’Assise Оливье Мессина». Московский фонд Stella Art Foundation в сотрудничестве с правительством Москвы представляет документальный проект, рассказывающий о создании легендарными Ильей и Эмилией Кабаковыми сценографии к опере Мессиана «Святой Франциск Ассизский». Сценография демонстрировалась в немецком городе Бохум в сентябре 2003 года в рамках Рурской триеннале.

Как отмечают критики, если рассматривать современное искусство как линейку, то Малевич стал бы точкой отсчета «0», а Илья Кабаков — «1». Он лидер самого успешного направления советского искусства — концептуализма. Узнав о его выставке в Риге, знатоки просто ахнули. Воображалось нечто масштабное, ретроспективное. Оказалось, что это миниатюрная экспозиция, где представлен совершенно неизвестный большинству поклонников Кабаков-сценограф. Состоит она из нескольких эскизов костюмов, набросков сценографического решения, фотографий. И сопровождается аудиозаписью оперы.

Вопросы о цели и предполагаемой аудитории необычной выставки Телеграф адресовал ее куратору Анастасии Докучаевой.

— Экспозиция является частью проекта «Искусство в движении» — небольших и непродолжительных выставок, которые мы показываем в Домах Москвы за пределами России, — рассказала Анастасия. — Нам хотелось продемонстрировать один из лучших примеров современного российского искусства. Но в искусствоведческой традиции творчество Ильи Кабакова чаще ассоциируется с советскими реминисценциями —коммуналками и всем тем совковым хламом, по которому можно проследить историю эпохи. В нашем случае мы видим редкий пример его работы для театра, «в соавторстве» с классиком французской музыки XX века, знаменитым композитором Оливье Мессианом —тоже большим новатором в своей области. И здесь мне как куратору было интересно, что получается, если соединить творческие усилия двух гениальных людей. Кабаков прекрасно выразил метафизические составляющие этой оперы. Метафизика в творчестве Кабакова присутствует всегда, а здесь выражена особенно ярко.

Мы ориентировались на достаточно широкую аудиторию: визуальный материал позволяет воспринимать его без специальной подготовки. Но особенно интересен он для профессионалов, связанных с театром, ведь здесь показаны все этапы разработки декораций и костюмов. И, конечно, выставка должна привлечь интересующихся современным искусством и российским театром, оперной музыкой.

Илья и Эмилия Кабаковы давно работают как соавторы, хотя большинство креативных идей принадлежит, как известно, Илье. Эти декорации он создавал как инсталляцию, которая не отпускает зрителя на протяжении всех пяти часов. Приступая к работе, Кабаков писал, что визуальное исполнение инсталляции создаст тот мощный аккорд, в котором сольются музыка оперы и величие зала. А главный зрительный эффект должен был состоять в игре света и цвета во внутренней части купола, в результате чего он воспринимался как соборная розетка... По словам Кабакова, эта игра света и цвета «визуализирует музыкальные метафоры: шествие навстречу искрящемуся свету через тьму этого мира».

Это первый рижский проект Stella Art Foundation, но фонд надеется на дальнейшее сотрудничество не только с галереей Дома Москвы, но и с другими рижскими галереями и музеями.