Пресса

Выставка российского искусства в Kunsthistorisches Museum

orf.at / 18 мая 2009 Выставка российского искусства в Kunsthistorisches Museum

(перевод с немецкого)

В Kunsthistorisches Museum (Музее истории искусств) Вены при поддержке московского фонда Stella Art Foundation организована выставка работ творческого союза Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Произведения художников помещены рядом с классическими полотнами Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля и в некоторой степени даже «вступают в полемику» с работами старых мастеров.

В самом центре Зала Брейгеля картинной галереи музея теперь возвышается «Грибная башня». Скульптура Игоря Макаревича мгновенно ассоциируется с брейгелевской «Вавилонской башней», и это не случайно — шедевр Брейгеля, написанный еще в XVI веке, находится на стене того же зала. Игорь Макаревич рассказывает, что эта картина всегда интриговала его своей сложностью. Кроме того, башня была для него символом политического гнета, от которого он и его коллеги страдали в Советском Союзе.

«Во времена Советского Союза у нас не было практически никакого контакта с нашими западными коллегами, — вспоминает Макаревич. — Нас воспринимали как часть массы, как кирпичики Башни. Мы не получали по существу никакой информации о современных нам зарубежных художественных течениях, к тому же наше политическое руководство совершенно не выносило эти течения. Именно с учетом этого гнета и следует воспринимать искусство, которое развилось в русский концептуализм.

Старые мастера как наставники
Позитивным следствием изоляции от современных тенденций было то, что гораздо больше внимания уделялось классическим эпохам в искусстве, а поскольку наставников было мало, художники учились непосредственно у Брейгеля, Рембрандта или Дюрера. «Основные принципы нашего художественного восприятия базировались исключительно на классике, — поясняет Игорь. — Фактически можно сказать, что Брейгель был и остается нашим подсознанием».

Именно благодаря этому картины, скульптуры и инсталляции творческого союза Макаревича и Елагиной вступают во взаимодействие с картинами коллекции Музея истории искусств. Так, например, Макаревич изменял картины Брака и Рембрандта, «подселяя» в их полотна Буратино — русского Пиноккио.

Историческая фигура Лепешинской
Выставка «In Situ» не ограничивается интервенциями, темой которых являются конкретные произведения. Один из лейтмотивов работ Елены Елагиной — полемика автора с Ольгой Лепешинской, псевдоученым, которой особенно благоволил Сталин. Тезисы и идеи Лепешинской носили утопический и едва ли не алхимический характер; в частности она утверждала, что может увеличить продолжительность жизни представителей советского рабочего класса до 150 лет.

Елагина обращается к этой исторической фигуре как художник: она примеряет на себя ее роль и создает целую кунсткамеру, наполненную медицинским инструментарием. Для Елагиной Лепешинская выступает как символическая фигура, олицетворяющая собой Великую утопию. «Под Великой утопией мы понимаем всю жизнь России XX века, — поясняет Елена Елагина. — Безусловно, будучи частью русского общества, мы тоже были частью этого. Изучая крах этой утопии теперь, в постсоветский период, мы пытаемся выборочно брать различные идеи — например, псевдонаучные тезисы — и анализировать их».

Коллекция Stella Art Foundation
50 произведений, представленных на выставке, принадлежат коллекции московского фонда Stella Art Foundation. В октябре 2008 года фонд уже представлял в венском Kunsthistorisches Museum работы из своей коллекции, ставшие обзором современного российского искусства начиная с 1975 года.

В последние годы фонд, основанный в 2004 году, обратил свое внимание на русский концептуализм. Борис Маннер, куратор выставки «In Situ», характеризует это движение как одно из наиболее ярких направлений неофициального искусства.

Stella Art Foundation ставит своей задачей заполнение культурных лакун в области современного искусства между Востоком и Западом, и до сих пор выполнение этой задачи ему удавалось. Выставка «In Situ» продлится в Kunsthistorisches Museum до 28 сентября.

упомянутые Художники