Пресса

Проходящая раз в пять лет выставка «Документа» открывается в Касселе

РИА «Новости» / 09 июня 2012 Проходящая раз в пять лет выставка «Документа» открывается в Касселе

Впервые выставка прошла в 1955 году, и тогда она была призвана восстановить связи Германии с интернациональным современным искусством, нарушенные нацистами в 1930-1940-е годы. Так, в 1937 году из немецких музеев были конфискованы порядка тысячи произведений Марка Шагала, Макса Эрнста, Пита Мондриана, Василия Кандинского и других художников, чье творчество нацистский режим охарактеризовал как «дегенеративное искусство». На самой первой documenta были показаны работы некоторых из них, в частности, Кандинского. С течением времени выставка приобрела славу интеллектуальной площадки для обмена самыми передовыми идеями — благо, периодичность ее проведения раз в пять лет позволяет подготовиться как следует.

В этом году куратор documenta Каролин Кристов-Бакарджиев (Carolyn Christov-Bakargiev) пригласила к участию более 150 художников из 55 стран, которые представляют скульптуры, перформансы, инсталляции, исследовательские и кураторские проекты, живопись, фотографию, фильмы и видео-арт, равно как и другие объекты, созданные на стыке искусства, политики, литературы, философии и науки.

Большинство из них — художники, но есть также среди участников ученые из разных областей науки, включая физику и биологию, эко-архитектуру и органическую агрокультуру, антропологию. По словам куратора, все они призваны для того, чтобы реализовать главную цель выставки, а именно исследовать, какие формы знания лежат в основе активного переосмысления мира.

Похоже, поиск взаимосвязи современных произведений с искусством прежних эпох становится обычной практикой. На арт-биеннале в Венеции в прошлом году полотна Тинторетто соседствовали с инсталляцией Маурицио Каттелана, а здесь можно увидеть работы Сальвадора Дали, Ман Рэя, Алигьеро Боэтти, Ли Миллер и Эмили Карр.

Также на 13-й documenta представлены работы Сонг Донга, Уильяма Кентриджа, Гордона Беннета, Кьяры Фумаи и других.

Из русских Кристов-Бакарджиев отобрала к участию только одного художника — Александру Сухареву, выпускницу Института проблем современного искусства.

На выставке отметились две российские культурные институции — фонды «Виктория — искусство быть современным» и Stella Art Foundation.

Первый провел конкурс среди российских кураторов и отправил в Кассель Анастасию Марухину, которая делала выставку «Перестройка. 20 лет спустя. 2011-1991» в Кельне при участии группы «Что делать?». Она присоединилась к команде создателей образовательной и публичной программ (Maybe Education and Public Programs) «Документы» совместно с их куратором Джулией Мориц, ранее занимавшейся европейской биеннале современного искусства «Манифеста» и Павильоном Германии на прошлой, 52-й, Венецианской арт-биеннале.

Еще одна российская институция, Stella Art Foundadion, глава которой Стелла Кесаева является комиссаром российских выставок на Венецианской арт-биеннале, в двух садовых павильонах на территории парка Карлсауэ реализует проект Time/Bank Хульеты Аранды и Антона Видокле из e-flux.

До этого часть проекта Time/Bank заработала в помещении фонда в Скарятинском переулке — до 15 июля там будет работать ресторан Time/Food, где в определенное время можно полчаса обменять на обед, меню которого варьируется. В Касселе идеи Time/Bank показывают в виде инсталляции .

documenta на различных площадках, в том числе за пределами Германии, в будет работать до 16 сентября, и за это время в ее рамках пройдут сотни лекций, дискуссий и мастер-классов.