Проекты

В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто

Проект в рамках направления «Пушкинский XXI», посвященный 500-летию со дня рождения Тинторетто, представленный во время 58-й Венецианской биеннале современного искусства
Даты 11 мая — 11 сентября 2019
Адрес Церковь Сан-Фантин, Венеция, Италия
О проекте
Кураторы: Марина Лошак, Ольга Шишко

Пушкинский музей совместно со Stella Art Foundation представит в Венеции специальный проект направления «Пушкинский XXI» — выставку, посвященную 500-летию со дня рождения великого венецианского художника Якопо Тинторетто, которая получила название «В конце пребывает начало...». Проект заявлен для участия в параллельной программе 58-й Венецианской биеннале современного искусства.

В церкви Сан-Фантин будут показаны работы современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой, Гари Хилла и !Mediengruppe Bitnik. Инсталляции заполнят все пространство церкви и вовлекут зрителя в особую атмосферу. На выставке будет представлено полотно самого Тинторетто, а также работа одного из его последователей — художника-модерниста Эмилио Ведова.

 

Тема 58-й Венецианской биеннале — изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», размышление о переломных временах, когда рушатся каноны и меняется мировоззрение. Проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и Stella Art Foundation посвящен художникам, которые предопределяют эти перемены, изобретают новые формы и нарушают существующие правила, готовя тем самым современников к новому этапу.

 

Эпоха Тинторетто — это время слома устоявшегося мировоззрения. Джордано Бруно, современник художника, предложил новый взгляд на мироустройство: человек больше не является центром мироздания, но лишь частицей бесконечной Вселенной. В своем творчестве Тинторетто достигает ясности и цельности, динамического единения человека и пространства, которого не знали предшествующие эпохи. Он стремится вырваться из тисков традиций и авторитетов, найти новые идеи и способы их воплощения.

 

Главный герой работ Тинторетто — пространство. Это не только место, для которого создавалось произведение, но воплощенная в его живописи бесконечная вселенная. Подход Тинторетто революционен для его времени и близок современным медиахудожникам: на первый план в его творчестве выступает идея иммерсивности — погружения в пространство. Такого подхода придерживаются и художники, которые создадут четыре инсталляции специально для церкви Сан-Фантин.

 

Церковь Сан-Фантин в ее нынешнем виде была построена в XVI веке, а первые религиозные строения на этом месте датируются X веком. Сейчас она находится на реконструкции, после которой превратится в культурную площадку. Таким образом, выставка Пушкинского музея станет первым событием, которое откроет широкой публике доступ в это монументальное сооружение. Экспозиционное решение выставки концептуально: работы художников будут показаны поочередно, заполняя собой все пространство и целиком завладевая вниманием зрителей.