Пресса

Триста лет актуальности

Татьяна Маркина, Коммерсантъ-Weekend / 17 октября 2008 Триста лет актуальности

История венского аукционного дома Dorotheum насчитывает более 300 лет, его репутация устоялась давным-давно. Однако дом не отстает и от новых тенденций — в частности, привозить топ-лоты предстоящих торгов в Москву. Для своей первой московской выставки Dorotheum выбрал произведения австрийских художников Эгона Шиле, Густава Климта, Коло Мозера и работы крупных европейских модернистов. Аукционный дом объявил, что особое внимание теперь будет уделять искусству ХХ века, актуальному искусству и дизайну. Поэтому в союзники Dorotheum избрал российский Stella Art Foundation; спустя неделю после московской выставки Stella Art Foundation при поддержке Dorotheum покажет произведения из своего собрания современного русского искусства в помещениях Музея истории искусства в Вене.  

История Dorotheum начинается в 1707 году, тогда это был государственный ломбард, основанный императором Иосифом I на месте, где некогда стоял монастырь Святой Доротеи. Сейчас, согласно отчетам венского дома, Dorotheum ежегодно проводит около 600 аукционов — гигантская цифра; имеет 25 отделений по всей Австрии, а также офисы и аукционные залы в Брюсселе, Мюнхене, Дюссельдорфе, Загребе и Милане. В Москву привезут самые интересные лоты той серии торгов, что состоится 25-27 ноября в Вене. Хотя самое дорогое произведение на выставке — "Мальчик в зеленых колготках" главного австрийского экспрессиониста Эгона Шиле — продается вне аукциона за €480 тыс. 

Эстимейты остальных произведений редко превышают €100 тыс. Работа Густава Климта оценена в €30-40 тыс.; правда, это всего лишь тающий карандашный абрис женского лица с томными полузакрытыми глазами. Мрачный клоун французского постимпрессиониста Жоржа Руо 1911 года оценен в €90-95 тыс. Живопись Макса Эрнста, одного из основателей сюрреализма, стоит €100-120 тыс. 

Самой заметной картиной на выставке, наверное, будет "Площадь в Италии" итальянского сюрреалиста и метафизика Джорджо де Кирико. В этой небольшой работе сосредоточились все фирменные черты его метафизической живописи, прославившей художника в начале ХХ века: загадочная пустынная площадь, две фигурки вдали, зеленое небо и желтая земля. Хотя в данном случае правильнее называть эту живопись неометафизической, ведь эта картина написана в 1960 году (эстимейт €170-250 тыс.). Можно будет увидеть и работу еще одного знаменитого итальянца — "Пространственный концепт" Лючио Фонтаны, холст, испещренный отверстиями (€250-350 тыс.). 

Пожалуй, впервые в Москве покажут работу испанского художника Антони Тапиеса, который начинал с сюрреализма, а потом примкнул к французскому послевоенному движению "информель" (варианту абстракции). Он покрывал холсты густой смесью красок с цементом и песком, вклеивал куски дерева, картона или ткани, а позже, в 1960-х, начал использовать в картинах крупные бытовые предметы, приблизившись к поп-арту. "Орейль", который будет продан на аукционе Dorotheum, создан в 1972 году и оценен в €70-100 тыс.