Пресса

Не кочегары мы, не плотники, а художники-подводники

Дмитрий Смолев, Известия / 03 июня 2009 Не кочегары мы, не плотники, а художники-подводники

Международная художественная биеннале в Венеции, открытие которой состоится с 4 по 6 июня, традиционно включает в себя не только официальные выставки, но и многочисленные события параллельной программы. В частности, Россию в этом году представляет и экспозиция в национальном павильоне, и выставка «Этот смутный объект искусства» в музее Ка’ Реццонико.

Если для конкурсного выступления на биеннале куратор Ольга Свиблова организовала «сборную среднего поколения» (возраст большинства участников национального павильона около сорока лет), то в экспозиции «Этот смутный объект искусства» преобладают ветераны. И дело тут не столько в доверии опыту, сколько в ретроспективной направленности проекта.

Куратор Владимир Левашов называет эту выставку «попыткой одного из возможных «автопортретов» русского искусства 1970-2000-х годов». По его мнению, полноценного представления андерграундных тенденций советской эпохи и первых постсоветских лет на Западе до сих пор не было. Во всяком случае, тамошний зритель далек от понимания сложности российского феномена. Выставка, устроенная московской галереей Stella Art Foundation, берется преподнести нонконформистскую «советскую вселенную» во всем ее многообразии.

Для этой цели в проекте задействованы работы и пионеров соц-арта — Виталия Комара, Александра Меламида, Бориса Орлова, Леонида Сокова, и знаменитых концептуалистов — Ильи Кабакова, Ивана Чуйкова, покойного Дмитрия Пригова, и некогда радикальных представителей поставангарда — Анатолия Осмоловского, Дмитрия Гутова, Владислава Мамышева-Монро. При кажущейся пестроте компания эта способна образовать экспозицию без глубоких внутренних противоречий и смысловых зазоров. По крайней мере создания названных авторов уж точно консолидируются в интерьерах Ка’ Реццонико — музея истории Венеции XVIII века.

Составной частью выставочного проекта станет и акция «на пленэре». Накануне всеобщего вернисажа художник Александр Пономарев планирует произвести всплытие артистической подводной лодки на Гранд-канале (этот перформанс под названием «SubTiziano» автор посвящает памяти великого венецианского живописца Тициана Вечеллио).

Еще одним новшеством на биеннале станут поэтические чтения в саду Джардини Публичи. Такого прежде не бывало, но главный куратор Даниэль Бирнбаум счел российскую инициативу уместной и даже взял ее под личное покровительство. Наряду с европейскими и американскими поэтами своими сочинениями намерены блеснуть Лев Рубинштейн, Евгений Бунимович, Марк Шатуновский и целый ряд других наших соотечественников. Таким образом слово «art» в названии биеннале начинает звучать в своем расширительном смысле, выходя за рамки обозначения только изобразительного искусства.