Пресса

Венецианская биеннале с российским акцентом

Гуля Балтаева, vesti.ru / 05 июня 2009 Венецианская биеннале с российским акцентом

Все самое интересное и необычное собрано в эти дни на Венецианской биеннале — самом авторитетном форуме мирового современного искусства. В нем участвует вся художественная элита. Будет представлено более 70 национальных павильонов, в том числе и российский. Впервые за вековую историю выставки парад картин, инсталляций и фотографий, благодаря российским участникам, будет дополнен и поэтической речью.

Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев прилетел в Венецию всего на несколько часов — открыть российскую выставку на Венецианской биеннале и, по сути, поддержать авангардистов, ради которых этот международный смотр и был затеян сто четырнадцать лет назад. «Мы делаем спектакли, но стараемся привлекать людей, которые в состоянии сказать что-то новое, и заслуги которых признаются многими. Экспериментируем, приглашаем людей неизвестных. Им предоставлен шанс заявить о себе на всю Россию, на весь мир», — рассказал Гергиев.

Кабаков, Комар и Меламид, Звездочетов, Соков — художники разные, но вместе дающие неожиданный эффект. Московские концептуалисты в роскошном музее искусства XVIII века — Ка Реццонико. Дворец, спроектированный три с половиной столетия назад самым великим архитектором Венеции, украшен самыми знаменитыми живописцами этого города.

Аллегория художников современных — работа скандинавского автора, через камерунский зал, символизирующий жизнь африканской деревни, выставка россиян Елагина и Макаревича. Художник рассказывает министру культуры, как создавался проект. Это все арсенал, воспетый Данте, основы благополучия древней Венеции, стены которой напоминают Кремлевские. Здесь проходят персональные выставки биеннале. В семи минутах ходьбы в саду Джардини — национальные павильоны, представляющие целую страну. Вот Россия, в здании спроектированном Щусевым, на крыше — «Квадрат» Малевича, икона авангарда. «Русский авангард — источник энергии. Эта энергия когда-то вдохновляла авангардистов всего мира. Каждый художник был уверен, что, благодаря его участию, мир будет перестроен», — уверяет куратор российского павильона Ольга Свиблова.

У греческого павильона поэты читают стихи на русском и английском, есть поэтесса с Кипра. Впервые за всю историю Биеннале поэзия — отдельной строкой, и заслуга в этом России. «У вас очень интересный павильон, очень интересная выставка Stella Art Foundation. Невероятные поэты. Московский поэтический клуб предложил программу, которая нам понравилась, и мы включили ее в программу биеннале», — говорит куратор венецианской выставки Даниэль Бирнбаум.

Российский экспонат. Подводная лодка, всплывавшая уже перед Лувром. Придумал ее бывший подводник, а теперь художник Александр Пономарев. Художник смотрит на церковь, где покоится Тициан. Она видна с мостика его подводной лодки. «Мы решили всплыть здесь, под великими художниками, сказать, что мы всегда снизу появляемся. Они все равно всегда будут выше», — утверждает Пономарев. Лучшие павильоны и лучших художников интернациональное жюри назовет через 5 месяцев, в октябре, когда выставка закроется. Тогда будут вручены золотые и серебряные Львы, как это традиционно происходит на знаменитом кинофестивале, который является лишь частью старейшего смотра искусства под названием Венецианская биенале.