Пресса

Концептуализм продленного дня

Ирина Кулик, Культура / 17 сентября 2009 Концептуализм продленного дня

Арт-марафон всевозможных специальных и параллельных проектов Третьей Московской биеннале современного искусства, официально открывающейся 24 сентября, стартовал проектом «Show and tell. Художник и его модель», демонстрирующимся сразу на обеих выставочных площадках «Stella Art Foundation». «Stella Art», еще в свою бытность галереей, не только показывавшей в Москве зарубежных арт-звезд вроде Алекса Каца и Дэвида Салле, но и уговорившей впервые вернуться на родину патриарха московского концептуализма Илью Кабакова, теперь, превратившись в некоммерческий фонд, полагает одним из своих приоритетов исследование московской концептуальной школы. Вот и на биеннале «Stella Art» представляет проект трех ключевых художников этого течения среднего поколения — Юрия Альберта, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова, в прошлом году объединившихся в группу под названием «Купидон», совсем как в легендарные времена «Коллективных действий» и «Мухоморов» или «Гнезда» и «СЗ». Участником этих двух последних арт-формирований был, кстати, живущий ныне в Америке Виктор Скерсис.

В "Stella Art Foundation«в Скарятинском переулке Скерсис представил едва ли не первую свою московскую персональную ретроспективу, выдержанную, впрочем, в жанре не мемуаров, но скорее манифеста или трактата. Экспозиция выглядит подчеркнуто музейно — но это не столько музей изящных искусств, сколько некий научный «кабинет». Скерсис — один из немногих актуальных художников, не устающий формулировать новые «измы», причем не просто диковинные и полуфиктивные небывалые названия, а настоящие доктрины со своей идеологией и философией. Посетителям его московской выставки предстоит поломать голову над термином «параллелепипедизм», про который можно узнать, что его частным случаем является общеизвестный кубизм — именно так написано на одном из полотен Скерсиса. Себя Виктор Скерсис причисляет, кстати, не к пресловутому «московскому романтическому», а к аналитическому концептуализму, идущему от Джозефа Кошута и Марселя Дюшана, многочисленные отсылки к которым и можно обнаружить на выставке. Так, например, произведение, состоящее из черно-белых снимков стула и ведра на веревке в совокупности с торчащими из розетки проводами, называется «Три фонтана» и отсылает разом и к классическому опусу Кошута «Стул и три стула» (настоящий стул, его снимок и словарная статья «стул»), и к пресловутому «Фонтану» Дюшана. А причудливый ассамбляж 1979 года «Стул, завернутый в стулья» представляет гибрид все того же Кошута с Кристо, художником, прославившимся тем, что упаковывал всевозможные объекты — от бытового скарба до здания Рейхстага. Свои собственные произведения разных лет — будь то «Девушка с автоматом» 1973 года, написанное семнадцатилетним художником трогательное соц-артное полотно, представляющее иконописную отроковицу в гимнастерке и под красным знаменем, или же созданное в нынешнем году «Зеркало», исписанное почти математическими формулами искусства, среди которых, впрочем, затесался лихой шансонный куплетец, Виктор Скерсис представляет не как факты личной биографии, но как наглядные пособия, на которых он стремится объяснить свои концепции истории и теории современного искусства.

Столь же поучительной стремится представить себя и коллективная выставка «Купидонов» в зале «Stella Art Foundation» на Мытной. Впервые в истории этой площадки художники освоили не только внутреннее пространство галереи, но и ее витрины. Украшенные фанерными зайчиками и фигурами героев советских детских книжек окна типового панельного дома возле метро «Тульская» издалека напоминают не то детскую поликлинику, не то старозаветный магазин «Школьник». Впрочем, при ближайшем рассмотрении все оказывается еще хуже: в витрине высится изящная пирамида свеженьких, точно мебель из «Икеи», сосновых гробов, украшенных желтыми, красными и синими позументами. Инсталляция Юрия Альберта называется «Кто боится красного, желтого и синего?» — в честь хрестоматийного полотна американского абстракциониста Барнетта Ньюмена. Вообще кажется, что «моделями» для этих художников выступают прежде всего другие художники или их произведения. Каждая работа «Купидонов» — отсылка к какому-нибудь классическому опусу модернизма или авангарда. Виктор Скерсис здесь выставил свою версию дюшановской картины «Обнаженная, спускающаяся по лестнице»: несколько деревянных сооружений, напоминающих пляжные кабинки для переодевания, в глубине которых можно рассмотреть полотна с изображением женских грудей, опускающихся все ниже и ниже по мере того, как невидимая «обнаженная» спускается по столь же умозрительной лестнице. А стоят эти кабинки на берегу бассейна, в котором плавают покоящиеся на палитрах газовые конфорки, расцветающие лепестками синего пламени, — инсталляция Андрея Филиппова «Омут» задумана как вольный ремейк «Кувшинок» Клода Моне. А в глубине этого водоема, словно бы в подтверждение смутно-суицидальных ассоциаций, которые навевает эта инсталляция, плавают чьи-то очки. Впрочем, возможно, их владелец вовсе не пытался утопиться и (или) отравиться газом. Просто он выбросил их за ненадобностью, поверив высказыванию Юрия Альберта, висящего здесь же, в рамочке на стене, окрашенной в характерный для московского концептуализма мутно-зеленый цвет, напоминающий о коммунальных кухнях и школьных классах: «Искусство — не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы о нем думать». И был не прав — выставка в «Stella Art Foundation» все же заслуживает не только размышлений, но и рассматривания.

Концептуальное искусство здесь выглядит вполне себе зрелищным и занимательным. В том подобии школы, в которую они превратили зал на Мытной, почтенные художники-концептуалисты — все еще не зануды-учителя, терзающие публику зубодробительными экскурсами в историю современного искусства, а, скорее, засидевшиеся на продленке ученики, пересказывающие друг другу задание на дом своими словами — в жанре почти что байки или анекдота. Впрочем, именно так знания усваивались лучше всего.