Пресса

О «Без названия»

Карина Караева, ART UKRAINE / 08 ноября 2010 О «Без названия»

14 октября в московской галерее Stella Art Foundation открылась выставка-сольный показ видеоинсталляции 2009 года ведущей российской медиа-арт группы «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов и Валерий Патконен). Инсталляция представляет собой фильм с изображением бескрайней массы воды, рассеченной надвое зримой границей. Предлагаем нашим читателям статью московского искусствоведа и куратора Карины Караевой о группе «Синий суп», специально для ART UKRAINE.

Пространство символического — область, которая доступна художнику в большей степени, чем кому-нибудь другому. Символ — единица достаточно подвижная и располагающая к любому эксперименту, или радикальному жесту. Группа «Синий суп» в свое последней работе «Без названия» пользуется преимуществом собственного наработанного символического языка — от примитивного высказывания на основе компьютерной азбуки, до метафизического пейзажа — и создает «очищенный» от любой дополнительной интерпретации визуальный текст.

В предложенном минималистическом пространстве — море, поделенное надвое полосой, ничего не происходит и не может произойти — либо зритель свидетель уже произошедшего события, либо ситуация драмы произойдет с минуты на минуту. Однако напряженность и нарочитая невысказанность будто должна рассматриваться как дополнительный элемент интерпретации. Где это происходит, зачем и когда — вопросы, безусловно, неуместные, но очевидное недоумение, возможно сакральное, от недосказанности и отсутствия артикуляции, остается. Существует образ и художественная реакция на него — группа «Синий суп», участники которой были до сих пор замечены в тонкой, почти филигранной росписи интересующих их фрагментов языка — будь то цифровое буквальное высказывание, или вариации на тему непреодолимости линии горизонта, сейчас растворяются в бессознательной демонстрации в очевидном, почти буквальном методе. Этот метод был связан в большей степени с реакцией художников на технологическое, вытесняющее чувственное — об этом ранняя работа «Отче наш», далее процесс развивался по цикличности собственного процессуальной мимикрии — группа «Синий суп» стала разрабатывать собственный язык, одновременно современно функциональный — лайтбокс и заигрывающий с изображением скрытого. Их работы излучали особый, тайный смысл, скрытый в символическом пейзаже, точнее в символе традиционного пейзажа.

То, что происходит в работе «Без названия» уже достаточно сложно поместить в тот или иной ряд изображения и художественной рефлексии. Минимализм и предельная, очевидно, сознательная, вычурность, разбивает даже традиционную интерпретацию, связанную с ветхозаветной и новозаветной образностью. Разделенная надвое вода — вечный символ, борозда как божественный путь считываются, безусловно, здесь и сейчас, однако эта буквальность временная, не касающаяся ни одной возможной классической интерпретации и не мыслимая вне заявленной традиционности. Одним словом, никак не названная традиционность оказывается скрытой в почти прозаическом видеобытовании от группы «Синий суп».

упомянутые Художники