Пресса

Век в Венеции: вышла книга «Русские художники на Венецианской биеннале»

Анна Попова, РБК Daily / 05 июля 2013 Век в Венеции: вышла книга «Русские художники на Венецианской биеннале»

Stella Art Foundation при поддержке банка «Интеза» выпустила книгу «Русские художники на Венецианской биеннале, 1895—2013». Издание приурочено к столетию российского павильона на форуме современного искусства, презентовали его в первые дни работы биеннале. На этой неделе книгу представили и в Москве.

О том, что к юбилею участия России в Венецианской биеннале будет подготовлена книга, стало известно весной прошлого года. И вот наконец она появилась. В своем предисловии к ней президент Stella Art Foundation и комиссар российского павильона Стелла Кесаева отмечает, что фактически книга выходит на стыке двух важных дат. Осенью 1913 года была достигнута договоренность о том, где расположится павильон, получено разрешение на строительство и архитектор Алексей Щусев создал проект здания. Менее чем через год, в апреле 1914-го, в присутствии великой княгини Марии Павловны состоялось открытие павильона.

По словам составителя книги, директора по развитию Stella Art Foundation Николая Молока, до сих пор попыток создать всеобъемлющую картину российского присутствия на Венецианской биеннале не было. Хотя другие ее участники, например Франция и Германия, такие книги выпускали. Издание построено на архивных материалах, публикациях, интервью. Истории, подчас довольно драматические, мифы — в этой книге прослеживается не только вековая история участия России в венецианском форуме, но отчасти и самой страны. Скажем, еще до появления павильона, в 1897 году, в биеннале участвовал Илья Репин с картиной «Дуэль», он же был комиссаром русской секции. А в 1907-м за российскую экспозицию отвечал Сергей Дягилев.

Во время работы над книгой выяснялись удивительные подробности. Так, в советское время художники практически не выезжали на биеннале и даже не знали, какие их работы были там представлены. Благодаря книге теперь такая информация появилась. Обнаружены были и работы со штампом биеннале 1924 года — они нашлись в фондах музея в Салониках, где хранится часть коллекции Костаки.

Есть и документы, связанные со скандальной Биеннале диссидентов в 1977 году, — эта выставка делалась по инициативе самого форума, СССР, конечно же, был против. Все работы для нее были взяты из частных собраний Франции, Америки и Италии. Официальные власти были возмущены, и в биеннале 1978 года Советский Союз участвовать отказался. Были найдены и уникальные документы, например неопубликованное письмо Малевича, в котором он отказывается от участия в биеннале в 1924 году, первый проект павильона России 1910 года.

За вековую историю присутствия в Венеции русских художников был пройден длинный путь. Были годы, когда наша страна не участвовала в биеннале, было время, когда советское официальное искусство смотрелось белой вороной на фоне бурно развивающихся школ других стран. Однако сейчас Россия говорит с мировым художественным сообществом на одном языке. Книга «Русские художники на Венецианской биеннале» обращена не только к прошлому, но к настоящему и будущему, позволяя увидеть, в каком направлении можно разви­ваться дальше.

Источник